|
ГЛАВНАЯ » О компании » Интервью с М.В.Лосевым | ЗАДАТЬ ВОПРОС |
ЗАО "Медико-биологический Союз"
Отдел продаж: (383) 363-77-01; Факс: (383) 363-77-09
Головной офис: (383) 363-77-14 Факс: (383) 363-77-18
www.mbu.ru E-mail: info@mbu.ru Предлагаем вашему вниманию отрывок статьи, опубликованной в газете "Наука в Сибири". БОЛЕЕ 10 ЛЕТ НА РЫНКЕ
О том, как создавалась компания "Медико-биологический союз", как развивалась, что собой представляет сейчас, как происходит становление научного бизнеса рассказывает директор фирмы Михаил ЛОСЕВ.
Бизнес как процесс познания — До кризиса 1991 года мы — несколько инженеров-физиков, выпускники НГУ — работали в инжиниринговой фирме, которая занималась разработкой оборудования для научных исследований. Потом заказы исчезли, и надо было искать что-то другое. Проанализировав ситуацию, мы остановились на биотехнологии. У нас уже был некоторый опыт организации и управления небольшим производством, и мы вышли с предложением на НПО "Вектор". Тогда там началась работа по созданию структур для коммерциализации собственных работ. А мы были люди со стороны. К таким всегда повышенное внимание, поэтому процесс становления отношений был непростой, но мы благодарны руководству "Вектора", что нашлось взаимопонимание и поддержка. Первый наш проект был связан с переработкой крови, подлежащей утилизации. Мы получили продукт, но наш партнер не сумел реализовать его — не хватило опыта работы в условиях "дикого рынка". В то время все бегали в поисках чего бы продать, весь Городок по телефону торговал. Казалось, вот он рынок — только сделай продукт, и тут же купят. Конечно, это была фикция, но это надо было понять. Знаний в этой области у нас не было никаких, руководствовались, в основном, интуицией. Позже мы пытались применить стандартные схемы, но в наших условиях они не работали. К примеру, прихожу я в один из институтов, к научному сотруднику, который работает над диссертацией по медицинской тематике, и говорю, что мы могли бы коммерциализовать его результат. А пока он будет работать над этой темой, будем ему еще один оклад приплачивать. Он говорит: "Мало". Я у него еще ничего не взял. Я предложил ему небольшие деньги за то, что нас интересовало в принципе. Я не делал тайны из этой затеи, я поставил в известность завлаба, дирекцию о том, что мы будем поддерживать эту работу. Я считаю, что основной тормоз в сотрудничестве бизнеса и науки — психологический, ощущение, что кризис, как и бизнес — явления временные и ничего не надо предпринимать. Мы понимали, что если хотим работать в этой системе, не должны входить в конфликт с ней. Прежде, чем обратиться с предложением о сотрудничестве к конкретному исследователю, мы договаривались с администрацией. Это не романтика, не красивые слова, это прагматизм. Если мы хотим работать на этом рынке, мы должны играть с открытыми картами. Украсть можно только один раз. Хотя украсть, порой, проще, чем убедить в том, что мы действительно хотим сотрудничества, которое будет выгодно и нам, и институтским разработчикам. На первом проекте мы потеряли время, деньги. Зато приобрели опыт разработки и запуска высоких технологий, научились взаимодействовать со специалистами, разработчиками разного профиля, организовывать их работу так, чтобы получить реальный продукт. Несмотря на то, что проект нам не удалось реализовать до конца, кредит доверия от разработчиков мы получили, потому что как управляющая структура мы выполнили свои обязательства. Разработчики начали нам предлагать другие варианты, в том числе заняться производством диагностикумов для выявления инфекционных заболеваний. Мы согласились, но попали в непростую ситуацию. В России этим занимались, как минимум, 10 организаций, имеющих лицензии, только в составе "Вектора" три фирмы, и российский рынок уже был поделен между другими производителями. Начали дело, фактически, с нуля: с решения, что наша продукция должна быть более качественной и продавать мы ее будем там, где у других не получается, в частности, в Средней Азии. В то время после распада Союза Казахстан выходил из рублевой зоны и единственным способом возврата средств за поставленную продукцию был бартер. Нашими активами на тот момент были доверие партнеров, интуиция, 500 долларов, взятых в долг, и понимание, что другого варианта просто нет. Сегодня в компании работает около 100 чел. "МБС" занимает 3-е место в России по охвату рынка данным видом продукции. Стоит отметить, что в настоящее время новосибирские фирмы "Вектор-Бест" и "Медико-биологический союз" закрывают больше 50 процентов рынка диагностикумов по СПИДу, гепатиту В, С, сифилису и другим инфекциям в России и экспортируют их в Казахстан.
Мы не только выполнили работу, Года через два, увидев, что у нас что-то получается, к нам подошел специалист из "Вектора" и предложил заняться панелями сывороток для контроля качества тест-систем. Тогда в стране не было ни этой продукции, ни рынка на нее, небольшое количество ввозили из-за рубежа. Еще через два года вместе с Государственным институтом стандартов и качества мы создали новую продукцию — национальные стандартные панели сывороток, которые легли в основу национальной системы контроля качества диагностических исследований. Стандартные панели сывороток — это набор сывороток, в которых зафиксированы параметры крови, маркеры какой-либо инфекции. И они должны быть одинаковыми у любого потребителя, от Москвы до Владивостока. Теперь в любой лаборатории можно проверить качество диагностических исследований, сравнив их с технологически обработанным материалом, гарантирующим стандартность. Все медицинские лаборатории страны ежедневно пользуется этим стандартом. В создании единой системы контроля большая заслуга ГИСКА, он является идеологом работы, она создана на основе интеллектуальной собственности "Вектора", мы ее коммерциализовали. Мы сделали это легально, система сертифицирована, "Вектору" платятся лицензионные платежи. Нам приятно говорить об этом проекте, потому что не только выполнили его с нуля, но и сформировали рынок. Зарубежный аналог панелей стоит от 500 до 1000 долларов. Наши — от 80 до 200, в зависимости от инфекции. А начинали вообще с 20 долларов. На широко применяемые изделия цены низкие, потому что в бюджете эта продукция не заложена, и для того, чтобы ею начали пользоваться, цена должна быть приемлемой для потребителя. В первый год мы только научились затраты покрывать, но, понимая значимость этого проекта, продолжали работу, и в конце концов она начала приносить прибыль. Что касается наших планов на будущее, то два проекта — диагностические тест-системы и стандартные панели сывороток я хочу разделить на два предприятия. До определенного времени тест-системы финансировали стандартные панели, сейчас они должны сами развиваться. Если этот проект умрет, значит, он не имеет права на жизнь по объективным причинам, и этот фактор — научить проект жить самостоятельно — обязателен. Впоследствии, может быть, создадим управляющий холдинг на основе специализированных компаний. А вообще, в рамках проекта интегрированы различные организации: ГНЦВБ "Вектор", два института в Москве, производственная база и площади НИКТИ БАВ. Сейчас мы сотрудничаем с Институтом биоорганической химии, у нас есть договор о коммерциализации их работ, расширяем сотрудничество с "Вектором". Но затратная стоимость этого бизнеса стала резко расти, и в настоящее время невозможно за два года довести продукт до рынка. Поэтому одной из основных задач Ассоциации предпринимателей Академгородка является привлечение инвесторов к финансированию технологий.
|
|